ОРКСЭ

01.01.2017

Общие положения:

Учёными и специалистами, привлечёнными Минобрнауки России, разработан для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.

Содержательная часть:

Курс ОРКСЭ носит светский характер - у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4 классов.

Организационное и методическое обеспечение:

В настоящее время курс ОРКСЭ рассчитан только в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (1 урок) в неделю (34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.

Учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ рассчитаны для обучения в 4-ом классе. Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебные пособия по курсу будут нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, будут включать обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом приказом №21/1 от 16.04.2015 протокол №7 от 15.04.2015 ________Н.С.Закурдаева

Внесены изменения

приказ №60/1 от 7.09.15

ПОЛОЖЕНИЕ

о введении комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

муниципального общеобразовательного учреждения

«Лесно-Конобеевская средняя школа» (с изменениями от 7.09.2015)

1. Общие положения

Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

- Основы православной культуры;

- Основы исламской культуры;

- Основы буддийской культуры;

- Основы иудейской культуры;

- Основы мировых религиозных культур;

- Основы светской этики.

Один из модулей изучается учащимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) на основе письменного заявления одного из родителей (законных представителей) в 4 классе.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых учащимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих

основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.


II. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель учебного курса ОРКСЭ:

формирование у младшего учащегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

 знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

 развитие представлений младшего учащегося о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

 развитие способностей младших учащихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

III. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» учащийся должен:

Знать/понимать:

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения религиозных культур;

- историю развития различных религиозных культур в истории России;

- особенности и традиции религий;

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь:

- описывать различные явления религиозных традиций и культур;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.

IY. Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания учащихся. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Y. Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Курс ОРКСЭ изучается в 4 классе (1 час в неделю, всего 34 часа) в течение учебного года.

Блок 1 (общий для всех модулей).

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Блок 2.

Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).


Блок 3.

Традиционные религии и этика в России (12 часов).

Блок 4 (общий для всех модулей).

Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все обучающиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

YI. Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для каждого блока курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

В школе используются учебники, изданные в издательстве «Просвещение».

Каждый учащийся получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса, указанными выше, в соответствии с выбранным модулем изучения курса.

YII. Система оценивания планируемых результатов.

Хочу такой сайт

По курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» используется безотметочное оценивание. Итоговой формой оценки деятельности учащегося за учебный год является проектная работа по индивидуальной теме в рамках изученного модуля, которая оценивается по системе «зачет-незачет».

YIII. Требования, предъявляемые к преподавателю курса ОРКСЭ

Внедрение курса «Основы религиозной культуры и светской этики», с точки зрения ее конкретно-методического и профессионально-компетентного обеспечения, предполагает:

- понимание предмета и методов культурологии, теологии, религиоведения, этики, места данных наук в системе социо - гуманитарного знания;

- представление о сущности религиозной картины мира, религиозной культуры и мировоззрения;

- знание структуры и функций религиозной культуры и светской этики, их истории и особенностей современного развития;

- знание содержания и форм религиозных представлений, культов, институтов, мировых, региональных и национальных религий, тенденций изменений в современном религиозном мировоззрении и современной религиозной культуре;

- знание истории религии и конфессий в России;

- знание сакральных и канонических текстов, а также апокрифической литературы, истории их появления, способов их фиксации, интерпретации и толкований;

- знание основного содержания вероучений, их конфессиональных особенностей, знакомство с классическими вероучительными текстами, их научными комментариями;

- знание современных научных и философских представлений о религии и этической детерминации, представление об основных направлениях религиозной философии, этики и религиозно-философской антропологии;

- знание основных постулатов светской этики, истории ее развития и современных проблем реализации;

- знание места религии в системе культуры, ее функций и значения для жизни общества и отдельного человека;

- представление о соотношении религии и науки, особенностях выражения в религии знаний о человеке, морали, обществе, мире; понимание религиозных и нерелигиозных интерпретаций данных науки и процессов моральной регуляции;

- знание содержания религиозных и нерелигиозных этических учений, основных понятий религиозной и светской этики, религиозных и нерелигиозных концепций формирования личности, современных проблем религиозного и нерелигиозного нравственного воспитания;

- понимание оснований и принципов диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений, знание особенностей решения основных мировоззренческих вопросов в различных конфессиях и светском контексте;

- понимание основных религиозно-эстетических категорий, сходства и различия религиозного и художественного освоения действительности, особенностей религиозного, церковного и культового искусства, а также знание символических оснований его интерпретации;

- представление о тенденциях изменения религии и светского мировоззрения в современном мире, о процессах воцерковления и секуляризации, о церковном модернизме и фундаментализме;

- знание содержания принципа свободы совести и вероисповедания, знакомство с положениями Конституции РФ, государственно-правовых документов России, международно-правовых документов по вопросам названных свобод.

Совокупность указанных знаний и представлений имеет межпредметный характер, что предполагает соответствующую, прежде всего гуманитарную подготовку кадров для реализации курса ОРКСЭ.

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

№п/п

Название ОО

Участники мониторинга

Курс

Учебно-методическое обеспечение

ФИО учителя, преподающего ОПК

Планируемое кол-во

4-х классов

в 2017-2018

учебном году

Планируемое

кол-во уч-ся 4-ом классе

в 2017 – 2018 учебном году

Автор, учебник, издательство

1

МОУ «Лесно-Конобеевская СШ»

1

11

«Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»

А.В.Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», М.:Просвещение, 2012г.

Гафурова С. М.

№п/п

Название ОО

Участники мониторинга

Курс

Учебно-методическое обеспечение

ФИО учителя, преподающего ОПК

Планируемое кол-во

4-х классов

в 2017-2018

учебном году

Планируемое

кол-во уч-ся 4-ом классе

в 2017 – 2018 учебном году

Автор, учебник, издательство

1

Ямбирнский филиал МОУ «Лесно-Конобеевская СШ»

1

7

«Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»

А.М. Шемшурина «Основы светской этики.», М.:Просвещение, 2017г.

Оглу Л. Ю.

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

№п/п

Название ОО

ФИО школьного координатора

Контактные телефоны школьного координатора

Рабочий

(с кодом города)

Сотовый

1

МОУ «Лесно-Конобеевская СШ»

Язынина Оксана Викторовна

(49147) 2-63-68

8 920 956 71 68

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».